Культпрост. Классическая Греция. Архитектура

Я все равно расстелю здесь простынь. Потому что могу и потому что давайте лучше про прекрасных греков, а не вот это вот все. Знаете, я обычно не лезу в подобное, не люблю мараться, но какой же ад, помилуйте, бессмертные боги, некоторые несут.

Ладно, К ПРОСТЫНЕ.

Мы переходим к классической эпохе — в самый знаменитый и узнаваемый период Древней Греции! У большинства при словах «античность», «древняя Греция» и проч. перед глазами возникают именно образы эпохи Классики. Именно расцвет культуры V-IV вв. до н.э. оказал и оказывает влияние на мировую культуру до сих пор, а его отголоски окружают нас повсюду. И за всю историю Европы будет еще не одно (как думают некоторые), а десятки Возрождений — попыток вернуться именно к этой культуре.

В это время окончательно формируется полисная система (система городов-государств). При этом, хоть все полисы являлись самостоятельными государствами, самым сильным и влиятельным в политическом, и, что важнее для нас, культурном планах становятся Афины. Именно сюда в результате нескольких общегреческих союзов потекут деньги, мозги и руки. Кстати, период этот довольно сложный, так что, если вдруг у кого-нибудь возникнет желание, я могу написать историческую простыню по классическому периоду.

 

 

Итак, что же такое полис. Ну, то есть да, все помнят со школы, что это город-государство и все дела. На деле же полисная система — это буквально мировоззрение, сознание человека. В чем оно заключалось? Давайте представим: вы знаете практически каждого жителя своей страны, каждый из граждан обязательно участвует в войне, практически каждый время от времени занимает какую-либо должность и отчитывается по результатам своей работы перед всеми. Иными словами...

У вас все общее. Вообще все. И благо полиса — это ваше благо. Хорошо иллюстрирует специфику греческого сознания актуальное нынче слово идиот. Отрицательную окраску оно приобрело именно в этот период, а означает оно буквально: гражданин полиса, живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления. Ну, и одно из самых известных и цитируемых на тот момент выражений было таким: φίλων οὐδὲν ἴδιον, «у друзей нет ничего личного». Это, кстати, Еврипид, о нем в простыне по искусству будет. А пока архитектура V-IV веков до н.э.

Итак, из прошлой простыни (вы были там 3000 лет назад, поэтому вот напоминалка: в предыдущей серии) мы помним, что греческая архитектура могла похвастаться несколькими стилями, а если правильно — ордерами. И помним, конечно, что изначально ордеров было два: дорический и ионический.

 

В самом начале классического периода тяжеловесный «мужской» дорический стиль становится все менее таковым. Поначалу храмы все еще выполнены в системе этого ордера, но господствующим типом храмов становится периптер. Помним, да? Окрыленный! То есть грек перестает быть суровым парнем эпохи Гомера, и таковой перестает быть вся его культура.

Вот, например, храм Зевса в Олимпии. От него мало что осталось (Его погубило время? пфффф, нет, конечно. Его погубили борцуны с язычеством)

Логично, что если дорический ордер в своем первозданном виде уходит, на его место приходит что-то другое. Опять же, логично, что это — ионический стиль: более легкий, с капителями-завитушками и вообще. Первым таким храмом считается храм Ники Аптерос (т. е. бескрылой, если по-нашему). Построили его на Акрополе после победы над персами. Если кто-то еще помнит простыню про архаику, я там рассказывала про захват и разрушение персами Акрополя. Греки тогда вообще все снесли/закопали/отпустили и забыли, а на Акрополе построили все новое и крутое.

Храм Ники Аптерос. От него мало что осталось, восстановили греки в 19 веке (Его погубило время? пфффф, нет, конечно. Его погубили борцуны с греками)

Но почему бы не объединить и не выдать все лучшее сразу? Так наверняка подумал умничка Мнезикл (архитектор такой) и создал их величества Пропилеи — торжественная врата на Акрополь, сквозь которые проходили процессии. Тут надо понимать масштаб: когда я говорю «врата»...

Реконструкция вполне передает. Да, врата — это целый комплекс. И если при входе вас встречают дорические колонны, то внутри они все — ионические. Сейчас это все дело выглядит так (Их погубило время? пфффф, нет, конечно. Их погубило отсутствие денег у Перикла):

А можно еще легче? Можно! Именно в это время, наряду в «мужским» и «женским» появляется новый ордер — коринфский. Ну как, ордер, на деле от ионического он отличается только роскошной капителью. Нашевсе Витрувий передает, что коринфский ордер был создан по подобию «девичьей легкости». Существует даже легенда, как всегда прекрасная и грустная, о том, как этот ордер вообще был изобретен:

Древнегреческий мастер Каллимах, прогуливаясь в окрестностях Коринфа, набрёл на могильный холм «одной девушки, гражданки Коринфа», который украшала, согласно погребальному обычаю бедных людей, простая ивовая «корзинка с вещицами», накрытая сверху черепицей. Сквозь прутья корзины со временем проросли листья аканта и образовали нечто вроде букета. Каллимах, «восхищённый новизною вида и формы», сделал для коринфян «несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера.

А вот и храм коринфского ордера — афинский Храм Зевса Олимпийского (Его погубило время? пфффф, нет, конечно. Его погубили борцуны с греками, а потом с язычниками)

Классическая эпоха — время не только расцвета культуры, но и адовых потрясений для Греции. Только вдумайтесь: сначала перед лицом опасности греки объединились в один могущественный союз и разбили на голову своих врагов. Все было хорошо, но вдруг Афины решили, что теперь они будут империей, а их союзники — их подданные («да мы изначально один народ» и все вот эти лозунги, да-да). В результате борьба за гегемонию охватила всю Грецию и настолько ослабила еще совсем недавно процветавший регион, что когда с самой окраины, фактически из варварского мира пришел царь Македонии (Филипп, он же папа Саши, который четвертый, который великий, который македонский), Греция перешла под его власть, ну, фактически без боя. Мораль придумайте сами.

Ну разумеется, где война, там и укрепления. Рядом с Афинами есть порт Пиреи. Сегодня это район города, а прежде — вполне себе отдельный портовый городочек. Так вот, Перикл, бывший тогда во главе города, насколько преисполнился фортификации, что соорудил «длинные стены». То есть это буквально длиннющие стены, которые соединяли Пиреи и Афины, делая дорогу к морю безопасной.

26 километров. Весьма впечатляет, да? В принципе, туда могла поместиться вся Аттика. Фрагменты стен лежат до сих пор (Их погубило время? пфффф, нет, конечно. Их погубили римляне):

Сами же города стали стремиться к упорядоченной системе застройки. Именно в это время возникает еще один умничка-архитектор — Гипподам. Это он придумал районы-кварталы-жилые массивы. То есть придумал строить сетками, как оно строится и по сей день (вот Петербург, например, очень даже по Гипподаму):

Комфорт в городском строительстве не ограничивался системой прямых удобных улиц — в классическое время строятся все те общественные места, где вершилась вся античная история. Например, Пёстрый портик (Ποικίλη Στοά) — роскошно расписанная самыми именитыми художниками своего времени (Полигонтом например) длинная галерея с рядами колонн. Она стала местом сбора и общения просвещенных людей и именно она дала название философскому течению — стоицизму (ну, Сенеку-то все знают).

К сожалению, живопись стои до нас не дошла, раскопали только фундамент (ее погубило время? да, вот ее погубило время):

На сегодня вот все. Предыдущие простыни перенесла на Дзен (https://dzen.ru/cultofculture), потом, возможно, буду писать туда только какие-то отдельные фрагменты, потому как там немного сложно и бесполезно сохранять хронологический порядок повествования.

Обсудить у себя 11
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка подписчиков ютуб
все 22 Мои друзья
Sau
Sau
сейчас на сайте
Читателей: 57 Опыт: 0 Карма: 1
...